Широко распространено мнение  о том, что логопеды  только «ставят»  звуки,  то есть  исправляют  неправильное произношение. Это не совсем так.
Глобальной целью   логопедического воздействия  является развитие  всей речевой  системы  в целом,  а именно:
•    развитие общей речевой активности
•    накопления словаря
•    развитие физического  и речевого слуха
•    развитие грамматической стороны речи
•    обучение  навыкам  словообразования  и словоизменения
•    развитие  артикуляционной  моторики
•    развитие  связной речи
•    коррекция звукопроизношения
В ходе логопедической работы попутно решается ряд дополнительных задач. Это  развитие психических процессов - внимания,  памяти,  восприятия,  мышления; формирование элементарных учебных навыков - уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно  и усидчиво  выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результаты своей работы и исправлять ошибки; развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки; профилактика нарушений письма   и чтения. Следует сказать, что любое нарушение  речевой деятельности  может привести  к неприятным последствиям:
•    нарушение  фонетического слуха, артикуляционной моторики, нарушение слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных звуков;
•    нарушение связной речи, неумение составить  пересказ и рассказ  приведут позднее к проблемам  в изучении литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются  связные  ответы  и высказывания
•    нарушения  мелкой моторики  повлечет  за собой  трудности  в  обучении письму, рисованию, труду. 
Задача  логопеда  – помочь  родителям  вовремя заметить, что с вашим ребенком  «что-то  не так» и вовремя  помочь вам  обратиться  за помощью или  консультацией к специалисту, причем важно  не пропустить  тот возраст  ребенка, когда  коррекционная  работа будет  наиболее эффективной.
Сроки  первого  обращения – разные. Можно привести к специалисту младенца и  привести  упирающегося второклассника. Серьезные нарушения  физического и психического развития  младенцев  выявляют врачи (педиатр  и невролог),  поэтому родители   не должны  ставить под сомнение  сам факт врачебного осмотра. Забота о здоровье   и развитии  ребенка  в младенческом возрасте  лежит на плечах медицинских работников,  а не педагогов.  Родители сразу заметят у малыша явные отклонения от нормы,  а вот «небольшие мелочи», например  «серьезность», «неулыбчивость», ребенка  в первые 3-4 месяца,   при обязательном в это время  «комплексе оживления», могут  не заметить. «Комплекс   оживления»  - это эмоциональное реагирование на родителей, но если он нарушен, то  может оказаться одним   из симптомов различных нарушений:  задержки психического развития (ЗПР),  дефектов зрения и слуха.
Чтобы заметить неблагополучие  своего ребенка  и уметь  помочь ему, необходимо знать возрастные параметры нормативного развития. О них можно прочитать в специальных книгах  по возрастной психологии. Вам тогда будет понятно, что и как должен делать  ребенок в тот  или иной период своего  развития  и  если  вы заметите какое-либо несоответствие между нормой  и данными  своего ребенка, то лучше сразу проконсультироваться со специалистами или хотя бы сделать себе пометку  - для более  позднего  разговора с ними.

Е.В.Тобольжина, учитель-логопед